География.8-9 класс
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
География 8-9 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
·
стандарта основного общего образования по
географии (базовый уровень)
·
примерной программы для основного общего
образования по географии (базовый уровень)
В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Составлена к учебнику «География России. Природа» под ред. Э.М.Раковской и к учебнику «География России. Население и хозяйство» под ред. В.Я.Рома и В.П.Дронова
Программа
Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений.
Курс «География России» включает две взаимосвязанные части: «География России: человек и природа» (8-й класс) и «География России: человек и хозяйство» (9-й класс). Изучение проводится в течение двух лет, с недельной нагрузкой – два часа.
Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природно -, социально-, экономическом разнообразии и региональном единстве.
Задачи курса:
– овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа–население–хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;
– усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;
– развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;
– формирование готовности к изучению и практическому решению лично- и социально-значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.
– формирование географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа России в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;
В процессе изучения курса учащиеся включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернет. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса "География России" ученик должен
знать / понимать:
– основные географические понятия: географическое пространство, экономико- и эколого-географическое положение, часовой пояс, природно-хозяйственная зона, географическое разделение труда, районирование, природопользование, природно-ресурсный потенциал, устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, географическая культура, рациональное природопользование, географическая система, морфоструктура и морфоскульптура, экологический риск, солнечная радиация, речной сток, почвенный профиль, биологическая продуктивность, природные ресурсы, демографическая ситуация, миграция, качество жизни, демографическая политика, урбанизация, рынок труда, отрасль, межотраслевой комплекс, территориально-производственный комплекс, рекреационный район, культурное и природное наследие;
– основные географические закономерности взаимодействия общества и природы, исторические этапы взаимоотношений общества и природы;
– сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
– необходимость перехода на модель устойчивого развития и роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития;
– зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
– особенности развития географических систем;
– типичные черты и специфика зональных и азональных природно-хозяйственных систем и географических районов;
– причины, следствия и пути решения геоэкологических проблем России на основе рационального природопользования;
– культурное и природное наследие как фактор формирования географической культуры;
уметь:
– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими, текстовыми и др.;
– определять по картам местоположение географических объектов;
– анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений: размещения полезных ископаемых от геологического строения и рельефа территории; главных факторов климатообразования; распространения вод; природно-хозяйственных зон; расселения населения; территориальной организации хозяйства по географическим районам; взаимосвязи в системе: природа – население – хозяйство;
– приводить примеры зависимости плотности населения от степени комфортности природных условий, городов-лидеров, агломераций, влияния различных факторов на размещение отраслей и меж-отраслевых комплексов, центров производства, антропогенного воздействия на ландшафт, острых экологических ситуаций в географических районах, рационального природопользования в поддержании устойчивости геосистем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, возможностей устойчивого развития России, значимость живой природы, геосистемного подхода в комплексном изучении географических объектов, демографической ситуации, степени урбанизации, развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;
– прогнозировать изменения: в природе – в результате глобального потепления климата; в численности и составе населения на основе данных о естественном движении и миграциях; в географии деятельности в связи с развитием рыночных отношений в стране и участием России в международной торговле;
– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристик отдельных компонентов географических систем и географических районов с использованием сравнительно-географического и проблемно-исторического подходов;
применять усвоенное содержание в практической деятельности для:
– работы с различными картами и атласами;
– расчета поясного времени;
– оценивания природно-ресурсного потенциала своего района;
– определения демографической ситуации и качества жизни отдельных территорий;
– установления тенденций социально-экономического развития;
– выявления ключевых геоэкологических проблем и путей их решения;
– разработки местной повестки дня на ХХI век.