Рабочая программа
для среднего (полного) общего образования
Элективный курс, 10 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
·
стандарта
среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень)
·
примерной
программы для среднего (полного) общего образования по географии (профильный
уровень)
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику Холиной В.Н. «География: профильный уровень»10 класс. М., «Дрофа», 2009., (рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год при организации изучения предмета на профильном уровне), Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебная серия "Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.
Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
· овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
· развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
· воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
• приобретение компетентности в сфере: элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Цель:
Главной целью обучения и воспитания в школе является формирование всесторонне развитой личности. Роль географии в этом процессе – незаменима, поскольку эти знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира и становлению творческой, инициативной личности. Старшеклассники, уже имеющие опорные знание по физической и экономической географии, откроют для себя мир фактов и передовых достижений географии, проблем современной мировой экономики и политики. Среди них - эволюция географических взглядов на мир и методов географического анализа, география религий и культурные районы мира, теория и практика геополитики, география выборов, модели размещения хозяйства, географические границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое районирование.
Задачи:
· воспитание человека мира – человека свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран
· обучение навыкам и умениям, необходимым для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира.
· развитие навыков самостоятельного добывания знаний и информации
В результате изучения учащиеся должны уметь
ü позиционировать себя, свой регион в контексте общемирового развития;
ü понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;
ü осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;
ü оценивать степень влияния экономики, политики, культуры;
ü пользоваться (искать и анализировать) статистической информацией
ü пользоваться современными методами пространственного анализа;
ü представлять результаты собственных исследований в виде м/презентации и защищать свою точку зрения;
ü критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
Учащиеся должны давать оценку (анализ):
-сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов;
- геополитического положения России (в исторической ретроспективе);
-уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;
-выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации;
-построение демографических пирамид и оценка динамики демографической структуры населения стран;
-стадии демографического перехода (по странам и регионам мира);
-влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны;
-сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг-размер»;
-анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам);
-функциональное и экологическое зонирование территории города;
-выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп;
-уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;
-факторов размещения промышленных предприятий;
-статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира;
-проведение многопризнакового и однопризнакового районирования;
- выбор наиболее существенных признаков для районирования;
-качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования;
-распределения национального дохода между районами страны – построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
Используемый УМК:
§ Холина В.Н. Учебник для 10-го класса «География. Профильный уровень. Часть 1», Допущено Министерством образования и науки
§ Холина В.Н. Рабочая тетрадь для 10-го класса
§ Холина В.Н. Книга для учителя (профильный уровень), 10-11 классы
§ Справочное пособие «Социально-экономическая география мира» (Дрофа - ДИК)
§ Мультимедиа-приложение к учебнику В.Н.Холиной «География. Профильный уровень. 10-11 классы» (электронное учебное издание)