Стандарт основного общего образования по географии (2004 г.)
Изучение географии на
ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний об основных географических
понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных
территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об
окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
·
овладение умениями ориентироваться на
местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую
карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для
поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
·
развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения
новых знаний;
·
воспитание любви к своей местности,
своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической
культуры, бережного отношения к окружающей среде;
·
применение географических
знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного
поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИСТОЧНИКИ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Источники получения знаний о природе Земли,
населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления
географической информации.
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные
параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического
изображения, градусная сеть).
Ориентирование
по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических
материалов.
ПРИРОДА ЗЕМЛИ
И ЧЕЛОВЕК
Земля как планета. Возникновение и геологическая
история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле.
Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма, размеры, движения
Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Сравнение
Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических
следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы;
изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность:
формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних,
внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения
от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Особенности жизни, быта и хозяйственной
деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Изучение
свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами
литосферы, описание на местности и по карте.
Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее
круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные
памятники гидросферы.
Наблюдение
за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка
обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления
воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и
климат. Изучение элементов погоды. Адаптация
человека к разным климатическим условиям.
Наблюдение
за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов
погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения
барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и
давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для
характеристики погоды и климата.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к
среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и
животного мира Земли.
Наблюдения
за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.
Описание растительного и животного мира на местности и по карте.
Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее
свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
Наблюдение
за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.
Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними,
характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и
высотная поясность. Территориальные комплексы: природные,
природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда,
ее изменения под воздействием деятельности человека.
Выявление
и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон
Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в
разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее
изменения, влияния на качество жизни населения.
МАТЕРИКИ,
ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.
Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы
океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений,
органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Сравнение
географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов
разных материков и океанов.
Население Земли. Древняя родина человека.
Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения
Земли. Человеческие расы, этносы. География
современных религий. Материальная и духовная культура как результат
жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой.
Определение
и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов
и стран мира.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки,
Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Крупные природные,
природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие
стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Изучение
политической карты мира и отдельных материков. Краткая географическая
характеристика материков, их регионов и стран различных типов.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной
деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их
охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
Стихийные явления в
литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения
безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
Основные типы
природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы
регионов различных типов хозяйствования.
Изучение
правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных
и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления
геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения
качества окружающей среды.
ГЕОГРАФИЯ
РОССИИ
Особенности географического положения России. Территория и акватория,
морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный
шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Анализ
карт административно-территориального и политико-административного деления
страны.
Природа России. Природные условия и
ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического
строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их
формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения
на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и
почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению
плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный
и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Выявление:
зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных
групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек,
рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим
условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное
движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав
населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское
и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в
жизни страны.
Выявление
территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения
России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее
отдельных территорий.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и
важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный
потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы
развития.
Анализ
экономических карт России для определения типов территориальной структуры
хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по
условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона.
Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная
Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный
потенциал.
Определение
влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных
регионах России.
Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика
экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
География своей республики (края, области). Определение географического положения территории,
основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов,
современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Оценка
природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными
компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей
местности, их описание.
|