Рабочая программа
для среднего (полного) общего
образования
Элективный курс, 10 класс
Пояснительная
записка
Статус документа
Данная рабочая
программа составлена на основании:
·
стандарта
среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень) 2004 г.
·
примерной
программы для среднего (полного) общего образования по географии (профильный
уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов
География М., «Дрофа», 2004 г.
Были использованы также авторские
методические рекомендации к учебнику Холиной В.Н. «География: профильный
уровень»10 класс. М., «Дрофа», 2009., (рекомендован
Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на
2010/2011 учебный год при организации изучения предмета на профильном уровне), Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и
хозяйства мира: Учебное пособие (Учебная
серия "Шаг за шагом”: География.) - М.:
Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.
Изучение географии в
старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний для понимания
предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций
развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его
проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
· овладение умениями решать комплексные задачи,
требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования
природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с
учетом пространственно-временных условий и факторов;
· развитие географического мышления для ориентации
в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с
природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных
задач;
· воспитание патриотизма, толерантности к другим
народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в
ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
• приобретение компетентности в
сфере: элементарного метеорологического, геологического,
гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и
прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в
быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной
безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Цель:
Главной целью обучения и воспитания в
школе является формирование всесторонне развитой личности. Роль географии в этом процессе – незаменима,
поскольку эти знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и
бытовой деятельности – от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных
районах земного шара) до выборов руководителей страны. Курс интегрирует знания
о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира
и становлению творческой, инициативной личности. Старшеклассники, уже имеющие
опорные знание по физической и экономической географии, откроют для себя мир фактов
и передовых достижений географии, проблем современной мировой экономики
и политики. Среди них - эволюция
географических взглядов на
мир и методов географического анализа,
география религий и
культурные районы мира, теория
и практика геополитики,
география выборов, модели размещения
хозяйства, географические
границы, территориальная справедливость, география городов и экономическое
районирование.
Задачи:
·
воспитание человека мира – человека
свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран
·
обучение навыкам и умениям, необходимым
для самостоятельного понимания и анализа
процессов и явлений современного мира.
·
развитие навыков самостоятельного
добывания знаний и информации
В
результате изучения учащиеся должны уметь
ü позиционировать
себя, свой регион в контексте общемирового развития;
ü понимать
взаимосвязи и взаимозависимости в социально-экономическом развитии стран,
регионов, территорий, пространственную логику их развития;
ü осознавать
взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни;
ü оценивать
степень влияния экономики, политики, культуры;
ü пользоваться
(искать и анализировать) статистической информацией
ü пользоваться
современными методами пространственного анализа;
ü представлять
результаты собственных исследований в
виде м/презентации и защищать свою точку зрения;
ü критически
осмысливать публикации в СМИ и Интернете.
Учащиеся должны давать оценку (анализ):
-сравнительной
выгодности (и значения) географического положения экономических объектов;
- геополитического
положения России (в исторической ретроспективе);
-уровня
социально-экономического развития страны через систему показателей;
-выделение
типов стран по методике многопризнаковой классификации;
-построение
демографических пирамид и оценка динамики демографической структуры населения
стран;
-стадии
демографического перехода (по странам и регионам мира);
-влияния доли
городского населения на уровень социально-экономического развития страны;
-сформированности
систем городского расселения (с использованием правила «ранг-размер»;
-анализ
ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам);
-функциональное
и экологическое зонирование территории города;
-выбор
оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и
разных социальных групп;
-уровня
социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики;
-факторов
размещения промышленных предприятий;
-статистики
по внешней торговле в динамике (объемы,
география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира;
-проведение
многопризнакового и однопризнакового районирования;
-
выбор наиболее существенных признаков для районирования;
-качества
административно-территориального деления и нарезки округов для голосования;
-распределения
национального дохода между районами страны – построение кривой Лоуренса и
картографирование результатов анализа.
Используемый
УМК:
§ Холина В.Н.
Учебник для 10-го класса «География. Профильный уровень. Часть 1», Допущено
Министерством образования и науки
§ Холина В.Н.
Рабочая тетрадь для 10-го класса
§ Холина В.Н.
Книга для учителя (профильный уровень), 10-11 классы
§ Справочное
пособие «Социально-экономическая география мира» (Дрофа - ДИК)
§ Мультимедиа-приложение
к учебнику В.Н.Холиной «География. Профильный уровень. 10-11 классы»
(электронное учебное издание)
|