География.8-9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый
уровень)
География
8-9 класс
Пояснительная записка
Статус
документа
Данная рабочая программа составлена на
основании:
·
стандарта основного общего образования по
географии (базовый уровень) 2004
г.
·
примерной программы для основного общего
образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
В географическом образовании школьников ведущее
место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку
учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной
гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию
необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Программа
определяет содержание предмета основной школы и отражает требования
«Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке
школьников; познавательные интересы учащихся. Составлена к учебнику «География
России. Природа» под ред. Э.М.Раковской и к учебнику «География России.
Население и хозяйство» под ред.
В.Я.Рома и В.П.Дронова
Программа
Программа выполнена с опорой на сформированный
у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное
внимание особенностям проявления на территории России общих географических
закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих
проблем, прогнозирования и моделирования.
Программа курса реализует
комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально
объединенных социоприродных процессов и явлений.
Курс «География России» включает
две взаимосвязанные части: «География России: человек и природа» (8-й класс) и
«География России: человек и хозяйство» (9-й класс). Изучение проводится в
течение двух лет, с недельной нагрузкой – два часа.
Цель курса –
способствовать воспитанию географической культуры личности на основе
формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию
экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства
геопространства России в его природно -, социально-, экономическом разнообразии
и региональном единстве.
Задачи курса:
– овладение системой
теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания
взаимосвязей в единой системе «природа–население–хозяйство» на идеях
устойчивого развития и формирования географической картины мира;
– усвоение методов научного
познания (картографического, статистического, сравнительно-географического,
геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и
их применения в самостоятельной деятельности;
– развитие ценностных ориентаций
по географическим проблемам развития России, уважения к ее исторической судьбе,
уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создание
целостного образа многоликой страны;
– формирование готовности к
изучению и практическому решению лично- и социально-значимых географических
задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.
– формирование географического
мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего
формирование у учащихся образа России в его природном, демографическом,
этническом, хозяйственном многообразии;
В процессе изучения курса
учащиеся включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными
источниками географической информации: картографической, статистической,
текстовой, СМИ, Интернет. Особая роль отводится картографическим произведениям
и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается
широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики
географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных
моделей.
Требования к уровню подготовки
учащихся
В результате изучения курса
"География России" ученик должен
знать / понимать:
– основные географические
понятия: географическое пространство, экономико- и эколого-географическое
положение, часовой пояс, природно-хозяйственная зона, географическое разделение
труда, районирование, природопользование, природно-ресурсный потенциал,
устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, географическая культура, рациональное
природопользование, географическая система, морфоструктура и морфоскульптура,
экологический риск, солнечная радиация, речной сток, почвенный профиль,
биологическая продуктивность, природные ресурсы, демографическая ситуация,
миграция, качество жизни, демографическая политика, урбанизация, рынок труда,
отрасль, межотраслевой комплекс, территориально-производственный комплекс,
рекреационный район, культурное и природное наследие;
– основные географические
закономерности взаимодействия общества и природы, исторические этапы
взаимоотношений общества и природы;
– сущность происходящих в России
социально-экономических преобразований;
– необходимость перехода на
модель устойчивого развития и роль географической науки в решении проблем
гармоничного социоприродного развития;
– зависимость размещения
населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
– особенности развития
географических систем;
– типичные черты и специфика
зональных и азональных природно-хозяйственных систем и географических районов;
– причины, следствия и пути
решения геоэкологических проблем России на основе рационального
природопользования;
– культурное и природное наследие
как фактор формирования географической культуры;
уметь:
– пользоваться различными
источниками географической информации: картографическими, статистическими,
текстовыми и др.;
– определять по картам
местоположение географических объектов;
– анализировать и объяснять
сущность географических процессов и явлений: размещения полезных ископаемых от
геологического строения и рельефа территории; главных факторов
климатообразования; распространения вод; природно-хозяйственных зон; расселения
населения; территориальной организации хозяйства по географическим районам;
взаимосвязи в системе: природа – население – хозяйство;
– приводить примеры
зависимости плотности населения от степени комфортности природных условий,
городов-лидеров, агломераций, влияния различных факторов на размещение отраслей
и меж-отраслевых комплексов, центров производства, антропогенного воздействия
на ландшафт, острых экологических ситуаций в географических районах,
рационального природопользования в поддержании устойчивости геосистем;
– оценивать особенности
географического положения, природно-ресурсного потенциала, возможностей устойчивого
развития России, значимость живой природы, геосистемного подхода в комплексном
изучении географических объектов, демографической ситуации, степени
урбанизации, развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;
– прогнозировать изменения:
в природе – в результате глобального потепления климата; в численности и
составе населения на основе данных о естественном движении и миграциях; в
географии деятельности в связи с развитием рыночных отношений в стране и
участием России в международной торговле;
– составлять рекомендации
по решению географических проблем, характеристик отдельных компонентов
географических систем и географических районов с использованием
сравнительно-географического и проблемно-исторического подходов;
применять усвоенное содержание
в практической деятельности для:
– работы с различными картами и
атласами;
– расчета поясного времени;
– оценивания природно-ресурсного
потенциала своего района;
– определения демографической
ситуации и качества жизни отдельных территорий;
– установления тенденций
социально-экономического развития;
– выявления ключевых
геоэкологических проблем и путей их решения;
– разработки местной повестки дня
на ХХI век.
|